Фабрика клонов. Как устроено коммерческое клонирование животных

7092
views

20 лет назад появление на свет клонированной овечки Долли воспринималось как сенсация. С тех пор в технологии клонирования животных сделан большой шаг вперед и индустрия перешла на коммерческие рельсы. На передовом краю этой области находятся скандально известный южнокорейский ученый Хван У Сук и его команда. Лишенный всех научных степеней за фальсификацию экспериментов со стволовыми клетками, корейский исследователь вовсю занят новыми проектами. Он спонсирует палеонтологические экспедиции в Якутии в надежде найти сохранившуюся ДНК в останках доисторических животных и заявляет о своем намерении клонировать мамонта и древнюю собаку. И это уже не кажется эпизодом из научной фантастики — лаборатория Хван У Сука Sooam Biotech уже несколько лет занимается коммерческим клонированием сельскохозяйственных животных и служебных собак для правительств и корпораций. Но клиентом Sooam также может стать каждый из вас — если вдруг вы захотите клонировать свою собаку. Корреспонденты американского издания Techinsider отправились в Корею, чтобы собственными глазами убедиться, что клонирование — это реальность.

Каждую пятницу в 14:30 Юничи Фукуда выходит из своей токийской квартиры, чтобы к 16:10 успеть на рейс до сеульского аэропорта Гимпо. Оттуда он направляется в биотехнологическую лабораторию в отдаленном районе города, где берет на руки вертлявого черного мопса по имени Момотан. Он забирает пятимесячного щенка с собой в квартиру, которую специально арендовал неподалеку, чтобы провести выходные, играя с Момотан. Утром в понедельник Фукуда оставляет ее в лаборатории и отправляется в обратный восьмичасовой путь.

55-летний Фукуда совершает свои поездки с начала мая и будет продолжать их до ноября, когда щенок станет достаточно взрослым, чтобы пройти японскую таможню и поехать домой вместе с хозяином.

Такие усилия — всего лишь для того, чтобы повидаться с животным, — могут показаться излишними, если не знать, что «Момо» не совсем обычная собака, а Фукуда уже вложил в нее огромные деньги.

«Если бы она не приняла меня, потому что я не уделял ей достаточного внимания, это бы меня невероятно расстроило, — с помощью переводчика рассказывает Фукуда. — Поэтому я думаю, что очень важно посещать ее каждые выходные».

Дело в том, что Момо — клон: круглоглазый очаровательный научный прорыв.

Tech Insider отправился в Южную Корею, чтобы сделать репортаж о Sooam Biotech, лаборатории, которая произвела Момотан на свет.

Как выяснилось, клонировать собаку довольно легко — если у вас есть лишние сто тысяч долларов.

Фукуда был готов потратить такую и даже более крупную сумму, чтобы создать генетическую копию Момоко, собаки, которая помогла ему перенести развод с женой и дарила ему свою любовь на протяжении 16 лет.

«Для меня она была самым лучшим животным в мире, — говорит Фукуда, владелец компании по производству рекламных роликов для телевидения. — Она была причиной того, что я мог напряженно работать и стать успешным, вот так сильно я ее любил».

С помощью сотрудников Sooam Фукуда взял образец клетки у своей собаки в прошлом году, за несколько недель до того, как она умерла. Три месяца спустя клон был готов. Глаза Фукуды расширяются, когда он сравнивает свою новую и старую собаку. «Момотан ведет себя точно также, как Моко, но я понимаю, что это совершенно другая собака», — говорит он.

Sooam является не только мировым лидером в коммерческом клонировании собак, но и добилась значительных успехов в генетических исследованиях. Знания, полученные в результате генной инженерии собак могут быть полезны при лечении людей, восстановлении популяций исчезающих видов и многом другом.

Внутри фабрики клонов 

 

Как только Фукуда заходит в комнату, где живет Момотан и другие собаки, начинается щенячье безумие.

Щенки нескольких пород — кокер-спаниель, лабрадор, мопс, бостонский терьер — начинают прыгать, тявкая и виляя хвостами. Эти животные ждут, пока закончится период карантина перед тем, как отправиться к своим хозяевам в Японию, Южную Корею, Англию, Бразилию или США.

При виде своего хозяин Момотан встает на задние лапы, дрожа от восторга.

Несмотря на ассоциации, которые приходят на ум при слове «клон», эти маленькие зверушки совсем не похожи на персонажей научно-фантастического фильма ужасов. Это животные, с которыми так любят возиться дети, упрашивая маму взять их домой.

«Эти щенки не знают, что они клоны», — объясняет Дэвид Ким, спокойный биолог в очках, показывая нам лабораторию.

Где-то далеко находятся собаки-доноры, возможно уже ушедшие из жизни, которые дали этим животным свой генетический материал. С помощью науки их гены обрели новую жизнь.

 

В компании Sooam утверждают, что могут клонировать любую собаку, вне зависимости от ее возраста, размера или породы. Один из трех клонированных эмбрионов превратится в здорового щенка. Хотя организации вроде Sooam и подобным ей не слишком прозрачны в своей отчетности, можно сказать, что Sooam является самой успешной лабораторией по клонированию в мире.

К сегодняшнему дню Sooam клонировала уже больше шестисот собак. От 40 до 50 животных постоянно находятся в их питомнике.

За комнатой с Момотан находятся ясли, где можно увидеть маленьких щенят рядом со своими суррогатными матерями.

Суррогатные матери необязательно должны быть той же породы, что и клоны, поэтому там можно увидеть весьма неожиданные сочетания, например, этих черно-белых щенят, кормящихся от коричневой дворняжки.

 

Клонирование домашних животных — это достаточно нишевый рынок. В мире не так много людей, готовых потратить сто тысяч долларов, чтобы получить собаку, чей характер может очень сильно отличаться от оригинального питомца.

Неудивительно, что многие люди считают всю эту процедуру довольно сомнительной. Бет Шапиро, биолог из Калифорнийского университета в Санта-Круз, автор книги «Как клонировать мамонта», утверждает, что Sooam ведет себя «немного по-хищнически».

«Они наживаются на искренней любви людей к своим питомцам, продавая им генетического клона, как будто это то же самое животное. Но на самом деле это не так», — говорит она.

Менее противоречивым является практика клонирования генетически одаренных служебных собак, приносящая Sooam миллионные доходы каждый год. Лаборатория занимается этим уже много лет: в 2009 в ней клонировали Тракра, поисковую немецкую овчарку-спасателя. Как считается, именно она вытащила последнего выжившего из-под обломков Всемирного торгового центра, рухнувшего после террористической атаки на Нью-Йорк 11 сентября 2001 года.

Недавно лаборатория вырастила девять клонов служебной собаки из сеульского ОМОНа (это именно те черно-белые щенки на картинке выше), которых вскоре отправят в полицию и будут дрессировать для борьбы с преступностью.

Как клонировать вашу собаку

Первым препятствием является сумма в сто тысяч долларов. Второе — вам необходимо раздобыть нужный вид клеток.

Это гораздо легче сделать, если ваша собака все еще жива. В этом случае необходимо отвезти ее к ветеринару для взятия биопсийного образца, кусочка кожи с живота диаметром около 8 мм. После этого нужно поместить образцы в наполненную льдом коробочку из пенопласта и отправить ее в Sooam.

Также можно клонировать собаку, умершую не раньше чем пять дней назад, если завернуть ее тело во влажные полотенца и положить в холодильник, который защитит его от высыхания до того, как оно попадет к ветеринару. Если собака мертва, Sooam просит прислать как можно больше образцов кожи, чтобы увеличить вероятность нахождения живых клеток.

Как только образцы пройдут через корейскую таможню, а это может занять до трех дней, биологи Sooam приступят к работе. Процесс, с которым они справляются, возможно, лучше всех в мире, называется переносом ядра соматической клетки. Соматическая клетка — это любая клетка, не являющаяся репродуктивной, то есть сперматозоидом или яйцеклеткой. В данном случае это клетка кожи, взятая при биопсии.

Биологи стерилизуют образец, изолируют нужные им клетки и помещают их в питательную среду. Спустя одну-две недели клетки готовы к клонированию.

За этим следует самый неоднозначный этап во всей этой истории. Sooam оперирует двух собак, взятых в аренду из компании, предоставляющей животных для лабораторий: донора яйцеклетки и суррогатную мать. Этих собак Sooam использует только один раз, после этого они возвращаются к жизни, уготованной им их компанией.

Операция происходит во время нашего посещения Sooam, как и почти каждый день.

Ким, биолог Sooam, проводит нас через несколько дверей лаборатории к приемной операционной палаты. В ожидании операции собака размером с лабрадора лежит без сознания на операционном столе с распростертыми в стороны лапами.

Доктор Хван У Сук входит в помещение вместе с полудюжиной других врачей. Скандальный руководитель Sooam проводит операцию как ветеран игры в американский футбол, методично управляя своей командой и поясняя каждый свой шаг.

Сначала при помощи ручного лазера производится надрез, наполняющий комнату незабываемым запахом жженой собачьей плоти. Затем хирурги достают розовые яичники собаки, чтобы извлечь из них яйцеклетки.

На другом столе распластана еще одна собака. Это суррогатная мать — клонированный эмбрион будет расти внутри нее. Я наблюдаю за тем, как Хван и его команда проворно вводят эмбрион внутрь животного.

«Надеюсь, через 61 день мы сможем получить клонированного щенка», — констатирует Хван, не прибегая к услугам переводчика.

Подобные операции проводятся в Sooam от пяти до двадцати раз в день. Хван любит поговорку, которая гласит, что дни недели это «понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, пятница и пятница», имея в виду то, что на работу нужно приходить каждый день. Он объясняет мне, что собаки, яйцеклетки и эмбрионы не знают, когда на неделе выходные, поэтому для прогулов нет никаких причин.

Этажом выше, в тихой лаборатории, перед входом в которую нужно надеть синий комбинезон и пройти через струю воздуха, удаляющую пыль и другие частицы, биолог ставит чашку Петри с ооцитами — неоплодотворенными женскими клетками — под микроскоп, подсоединенный к аппарату, выглядящему как старый автомат для видеоигр. С помощью двух джойстиков он управляет гиперчувствительной пипеткой, которая прокалывает яйцеклетку и вытягивает ядро, удаляя из клетки генетический материал.

Биологи берут клетку от собаки-донора и вводят ее в лишенную ядра яйцеклетку. Затем яйцеклетку помещают в прибор под названием электроманипулятор клетки, который подвергает ее удару током, делая мембраны клетки-донора и яйцеклетки более пористыми, что способствует их слиянию.

Таким образом, генетический материал собаки-донора играет роль сперматозоида в естественном оплодотворении. При обычном оплодотворении хромосомы будущего ребенка складываются в результате объединения яйцеклетки и сперматозоида. В случае клонирования вся генетическая информация берется из соматической клетки.

И, о чудо: появляется клонированный эмбрион. Сперматозоид не нужен.

Тридцать дней спустя Sooam сможет подтвердить беременность суррогатной матери; доля успеха, по словам компании, составляет 40%. Если все пойдет, как надо, еще через 30 дней на свет появится клон.

 

Видеосюжет Tech Insider из лаборатории фирмы Sooam Biotech:

 

Ошибка: группа не существует! (ID: 4)