Коронавирус раскрыл масштабы теневой индустрии ферм с дикими животными в Китае

2529
views
Photograph: Visual China Group/Getty

С начала эпидемии коронавируса в Китае закрылись около 20 тысяч фермерских хозяйств, на которых разводили диких животных, таких как павлины, циветы, дикобразы, кабаны и дикие гуси. Отметим, что до появления вируса едва ли кто-то предполагал масштабы этой отрасли в стране.

Ещё несколько недель назад этот вид хозяйственной деятельности поощрялся местными властями, как лёгкий способ заработка для жителей китайских аграрных районов.

Однако, вспышка Covid-19 (коронавирусная инфекция), распространившаяся на людей предположительно от диких животных продававшихся на рынке в Ухани, заставила власти Китая переосмыслить свой подход к этой отрасли. На сегодняшний день число погибших в результате эпидемии достигло почти трёх тысяч человек. Количество же заболевших близится к планке в 80 тысяч.

В конце января Пекин, чтобы помешать распространению вируса, ввёл временный запрет на торговлю дикими животными. В начале февраля в стране начали массово закрывать фермы, где разводили зверей, находящихся в группе риска.

Впрочем, Китай не планирует ограничиться только этими мерами. В настоящее время в стране готовятся поправки в закон об охране дикой природы. Кроме того, рассматривается возможность изменить правила использования диких животных для производства продуктов питания и средств традиционной китайской медицины.

Представители экспертного сообщества, в свою очередь, неоднократно критиковали действующее сегодня в Китае законодательство по охране дикой природы. По их мнению, эти нормы регулируют скорее вопросы потребления животного мира, а не его защиты.

Циветы на китайском рынке

«Эпидемия коронавируса подтолкнула Китай к пересмотру своих отношений с дикой природой», – рассказал The Guardian Стив Блэйк, представитель американской природоохранной организации WildAid в Пекине.– Масштаб подобного животноводство действительно несёт серьёзные риски как для здоровья людей, так и для популяций этих видов животных, находящихся на воле».

В понедельник 24 февраля высший орган государственной власти Китая Всекитайское собрание народных представителей утвердил новые меры, направленные на ограничение торговли дикими животными. Так, под запрет попало потребление мяса таких зверей, а также его продажа на рынках. Это ужесточение, впрочем, не затронуло животноводческий сегмент, связанный с традиционной китайской медициной, а также с производством кожи и меха. Это как раз те прибыльные рынки, максимально связанные с браконьерством, в том числе с нелегальной охотой на тигров и панголинов.

На протяжении последних нескольких лет руководство Китая выдвигало идею о том, что «одомашнивание дикой природы» должно стать ключевым элементом в развитии сельских районов страны, продвижению экотуризма и поможет сократить уровень бедности.

В 2017 году эксперты Китайской инженерной академии в своём доклад  о развитии дикого животноводства оценили эту отрасль в 520 миллиардов юаней или 57 миллиардов фунтов стерлингов.

Ещё за несколько недель до вспышки коронавируса Китайская государственная служба лесного хозяйства и лугопастбищных угодий продолжала поощрять разведение цивет. Напомним, именно этот вид являлся переносчиком атипичной пневмонии, болезни похожий на сегодняшний Covid-19. Отметим, именно это агентство занимается регулированием торговли продуктами дикого животноводства.

«Почему употребление цивет в пищу до сих пор поощряется на самом высоком уровне, несмотря на вспышку атипичной пневмонии в 2003 году? Потому что это нужно охотникам, торговцам и другим людям, связанным с промыслом этих животных. Как они добились этой поддержки? Они призвали правительство поддержать их под видом экономического развития», – рассказал The Guardian генеральный секретарь Китайского фонда сохранения биоразнообразия и развития Цзиньфэн Чжо.

Пропаганда дикого животноводства велась и на государственных телеканалах. Так, в популярном телешоу «Секреты обогащения», выходящем в эфир с 2001 года, неоднократно поднимались темы разведения диких животных, таких как бамбуковые крысы, змеи, жабы, дикобразы и белки.

Несмотря на широкомасштабную кампанию поддержки дикого животноводства, масштабы этой отрасли до появления коронавируса действительно сложно было оценить. Лицензированием этих ферм занимались региональные лесные управления, которые, очевидно, не разглашали полную информацию о количестве подобных хозяйств, находящихся под их надзором. По данным, китайского государственного информационного агентства с 2005 по 2013 года лесные управления выдали всего 3725 лицензий на подобную фермерскую деятельность.

К настоящему моменту известно, что с начала распространения коронавируса в Китае были закрыты не менее 19000 ферм по разведению диких животных. Больше всего подобных хозяйств было закрыто в провинции Цзилинь, считающейся центром традиционной китайской медицины. Ещё 3900 ферм прекратили свою работу в Хунани, 2900 – в Сычуани, 2300 в Юньнани, 2000 в Ляонине, ещё 1000 в Шэньси.

По данным местных СМИ, в этих закрытых хозяйствах разводились всё те же циветы, бамбуковые крысы, страусы и кабаны, но ещё и пятнистые олени, лисы, страусы, голубые павлины, индюки, перепела, цесарки, кряквы и другие животные.

«Теперь нам запрещено продавать животных, перевозить их или просто пускать к ним из кого-то из посторонних. Теперь каждый день мы должны проводить полную дезинфекцию помещений фермы, – поделилась своей историей c The Guardian разводчица павлинов Чен Хонг из  Хунани. – Обычно в это время года наша ферма кишит клиентами и посетителями, сейчас же всё пусто. Нас ещё не уведомили наших дальнейших действиях. Так или иначе павлины всё ещё на ферме».

По словам Чен Хонг, к настоящему моменту из-за закрытия фермы она уже потеряла 400-500 тысяч юаней (44000-55000 фунтов стерлингов). В случае, если власти страны вынесут прямой запрет на выращивание павлинов, она может понести убытков ещё на миллион юаней (110 тысяч фунтов стерлингов).

Большая часть мяса, производимая на фермах с дикими животными, реализуется через интернет-магазины, либо уходит на уличные рынки, подобные злополучному рынку в Ухани. Который, как считается, является колыбелью нового вируса.

Панголин в неволе

«Предполагается, что все эти животные продукты, употребляемые людьми в пищу или используемые в медицинских целях проходят санитарную проверку. Однако, на практике едва ли кто из поставщиков или продавцов серьёзно относятся к этому вопросу, – говорит Дебора Цао, профессор австралийского Университета Гриффита, эксперт по защите животных в Китае. – Большая часть этих продуктов никогда не подвергались санитарным проверкам».

За последние несколько лет экспертное сообщество неоднократно призывало китайские власти внести изменения в нормативно-правовую базу страны с целью упорядочить работу лицензирующих организаций. Кроме того, Пекин не один раз просили пересмотреть свою потребительскую политику по отношению к животному миру в сторону его защиты.

Среди предложений был и запрет на торговлю животными, находящимися под защитой или под угрозой внутри и за пределами Китая. Кроме того, предлагалось внести законодательный запрет на разведение и продажу видов животных, являющихся носителями вирусов опасных для человека. В данном случае речь идет о тех же циветах, летучих мышах и грызунах.

В свете вспышки коронавируса существуют серьёзные опасения, что в своём стремлении предотвратить распространение болезни могут зайти слишком далеко, в уничтожении животных, которые могут являться потенциальными переносчиками вируса.

«Мы уже слышали призывы некоторых профессоров юриспруденции приступить к «экологическому убийству» животных-переносчиков, таких как панголины, ежи и летучие мыши, – рассказала The Guardian активист Гринпис Ли Шуо. – Мы убеждены, что законодатели должны учитывать важность биологического разнообразия нашей планеты, когда они дают рекомендации по внесению поправок в законодательство. В противном случае произойдёт катастрофа».

Оригинал статьи

Ошибка: группа не существует! (ID: 4)