Это Диего. Диего приходится отцом сорока процентам всех эспаньольских слоновых черепах мира. Сейчас их 2000, то есть около 800 — дети Диего.
А в середине 1970-х этих черепах было чуть больше дюжины. Почти все были самками. После открытия Галапагосских островов в XVI веке люди стали использовать галапагосских черепах в качестве живых консервов: черепахи могли жить в трюме без воды и еды месяцами. По мнению ученых, в результате действий людей погибло в общей сложности более 200 000 черепах. Согласно документам, только за 36 лет в XIX веке китобои вывезли с островов больше 10 000.
Ученые считали, что эспаньольскую слоновую черепаху уже ничто не спасет. Но потом появился Диего.
Его привезли из зоопарка Сан-Диего в 1976 году. Когда установили, что он принадлежит к тому же виду, что и последняя дюжина несчастных Chelonoidis nigra hoodensis, оставшихся на Галапагосских островах, Диего отправили домой спасать свой подвид.
Он оказался подходящей кандидатурой для этого. Как выяснилось, у Диего отличное либидо. И еще он умеет обходится с дамами — самки черепах сами выбирают, будет ли спаривание.
По словам профессора биологии Джеймса Гиббса, который помогал ученым на Галапагоссах, Диего по-прежнему находится в прекрасной форме. Благодаря стараниям Диего выведение эспаньольских черепах в неволе больше не требуется.
«Дело не только в том, что у него есть имя и история. Он вообще очень своеобразная черепаха. У него смелый характер, он рассматривает всех туристов, рассматривающих его, а на некоторых шипит. Он довольно своеобразно выглядит — эти сломанные щитки, длинная желтая шея», — рассказывает Гиббс.
Теперь ученые будут наблюдать, как популяция поведет себя в дикой природе, и как на нее повлияет тот факт, что почти у половины особей гены одного самца. «Эффект бутылочного горлышка» вызывает у биологов беспокойство, но без наблюдений в естественной среде ничего конкретного сказать нельзя.
Через несколько месяцев Диего выпустят на свободу. Сейчас он помещен в карантин, чтобы избежать занесения на Эспаньолу семян растений, которые не произрастают на острове. Затем его выпустят туда, где растут кактусы и гуляют другие черепахи. Сейчас Диего должно быть больше ста лет, еще лет двадцать он сможет прожить без проблем. Ученые обещают следить за его успехами.
Оригинал статьи: washingtonpost.com
Фабрика клонов. Как устроено коммерческое клонирование животных