Фото: ворона переживает субъективный опыт.
Aneth Charles / Unsplash
Новое исследование показывает, что способность переживать субъективный опыт не является особенностью приматов или млекопитающих, так как к этому склонны и вороны. Это позволяет сделать важные выводы о происхождении и эволюции сознания. Об открытии рассказывает сайт Naked Sсience.
Для того, чтобы сделать вывод об умении ворон переживать личный опыт, ученые провели эксперимент, в котором черные вороны должны были кивать головой, когда видели определенный элемент на экране. Большинство этих элементов представляли собой цветные геометрические фигуры, воспринимаемые достаточно однозначно. В нескольких эпизодах ожидаемых стимулов-объектов вообще не было, поэтому птицам предлагалось сигнализировать об их отсутствии. Иногда стимулы были намеренно изображены или показаны не совсем четко, чтобы проверить, насколько птицы будут восприимчивы к ним.
Пока вороны реагировали на раздражители, ученые изучали одноклеточную активность 480 нейронов в их мозге. Выяснилось, что пик активности приходится на момент между предъявлением стимула и кивком головы. Это оказалось похоже на результаты исследования реакций приматов, у которых активность тоже начинается в связи с «бессознательным зрением», а сознательная реакция задерживается в сравнении со временем появления объекта-стимула.
По словам руководителя исследования Андреаса Нидера, вопреки ожиданиям нервные клетки ворон реагировали на раздражители не одинаково, производя таким образом эксклюзивный субъективный опыт на высоких уровнях обработки информации.
Это означает, что с точки зрения эволюции способность субъективно переживать события жизни может быть более древней, чем люди считали до сих пор.
«Наше открытие свидетельствует о филогенетическом происхождении сознания. Это исключает предположение, что только приматы или другие млекопитающие наделены способностью к субъективному переживанию. Согласному одному сценарию, птицы и млекопитающие унаследовали черты сознания от своего последнего общего предка. Если это правда, то эволюция сознания датируется по крайней мере 320 миллионами лет, когда рептилии и птицы, с одной стороны, и млекопитающие, с другой, имели последнего общего амниотического предка. В соответствии со вторым вариантом, сознание возникло независимо, на основе конвергентной эволюции на разных ветвях «древа жизни» позвоночных. В этом случае сознание отсутствовало у общего предка, но развилось позже и независимо у птиц и млекопитающих», — считает Нидер.
Фламинго: дружба на расстоянии вытянутой шеи