На южно-тихоокеанских мелководьях обитают маленькие «чирлидеры»: крабы Lybia, сжимающие в каждой клешне по морскому анемону, за что и получили свое прозвище — крабы-помпоны. Эти яркие и острые орудия помогают ракообразным размером с монетку отбиваться от врагов. Анемоны, в свою очередь, наслаждаются остатками пищи, которую ел краб, пишет National Geographic.
В отличие от других крабов, которые имеют крепкие клешни, пригодные для хватания, еды и защиты, у крабов Lybia клешни напоминают маленькие пинцетики, формой и размером идеально подходящие, чтобы держать анемоны.
Новейшие исследования показали, что если у краба нет анемона, то он пытается отобрать анемон у других крабов. В результате жертва нападения и агрессор делят анемон на две части, создавая идентичные клоны, по одному на каждую клешню.
Уже несколько лет команда ученых ловит сотни крабов Lybia leptochelis на Красном море, в Израиле, и наблюдает за ними; каждый из пойманых крабов держал в клешнях пару анемонов.
Исследователи Морской Лаборатории IUI в Эйлате отбирали у крабов один анемон, оставляя их с единственным помпоном.
«Добровольно они анемон не отдают, — говорит Исраэль Шницер из израильского института Бар Илан. — Мы посадили их в чашку Петри, под микроскоп, и с помощью маленьких пинцетов медленно и аккуратно забирали у них анемон». Краб, у которого оставался только один анемон, разрывал второго на два одинаковых фрагмента. Через несколько дней фрагменты регенерировали в два новых клона первоначального анемона.
Это первый случай стимулирования одного существа другим на асексуальное размножение.
Во втором эксперименте Шницер с коллегами наблюдали, что происходит с крабом, если у него нет ни одного анемона: они сажали такого краба в аквариум с другим, сжимающим в клешнях два анемона. Между крабами начиналась потасовка, которая почти всегда заканчивалась тем, что лишенный анемонов краб отбирал себе анемон у противника.
Наконец, учёные анализировали ДНК пар анемонов, отобранных у пойманных в море крабов. Выяснилось, что в каждой клешни крабы держали по идентичному клону, из чего можно сделать вывод, что в дикой природе они добывают себе анемонов так же, как и в лаборатории — отниманием и делением.
У Шницера с коллегами есть ещё масса вопросов относительно этой странной дружбы. Например, как, когда и где крабы нашли своих анемонов.
К примеру, у крабов, отловленных в Красном море был особый вид анемона, рода Alicia; примечательно, что несмотря на годы поисков, им так и не удалось найти анемонов такого вида нигде, кроме как в клешнях у крабов. Хотя отнимание и деление крабами анемонов и происходит в природе, это не даёт нам полного понимания того, где они их взяли, говорит Шницер.
Люди чуть не истребили горилл. Люди спасли их