Веселый тучный лабрадор, резвящийся в парке, или откормленный кот, вальяжно раскинувшийся на диване, — в интернете легко найти фотографии упитанных домашних животных. Но можно ли встретить в лесу располневшего лося или хорька с пивным животом?

Норвежский зоолог Петтер Бекман считает, что это маловероятно: «Дикие животные не могут страдать от ожирения, это практически невозможно».

В беседе с ScienceNordic зоолог объясняет, что имея излишки жира на теле, животному было бы гораздо сложнее передвигаться. «Вы просто получите меньше еды и снова станете худым. Представьте себе толстого гепарда. Он не сможет догнать газель», — говорит он.

Понятно, что хищники должны оставаться в форме, чтобы суметь догнать добычу. Но как насчет крупных травоядных? Разве слоны не могут толстеть?

«На самом деле слоны живут на минимуме калорий. Они действительно худые! У них большие желудки, они едят много еды, но вся она трудноперевариваемая», — говорит Бекман. Дневной рацион слона довольно велик, но энергии в пище вроде травы и листьев очень мало.

«Это как если бы мы развели быстрорастворимый суп на целую ванну воды. Чтобы получить достаточно калорий, животное уже тратит много энергии. Вот почему в холодные периоды мы находим мертвых косуль с желудками, полными пищи», — объясняет Бекман.

По словам зоолога, единственная возможность для животных накопить жир —употреблять как можно больше питательной еды. Набрать лишний вес способны только грызуны, такие как мыши и крысы. Кроме того, большое количество еды одновременно может быть доступно животному только в неожиданных обстоятельствах и на короткое время.

«Что делают грызуны, которые обычно живут на грани голода, если они вдруг получают избыток пищи? Они сразу же начинают производить потомство. Таким мелким животным нужен всего месяц, чтобы получить целое новое поколение», — говорит зоолог.

Впрочем, некоторые животные, вроде пингвинов и тюленей, действительно кажутся людям толстыми. «Тюлени, киты и морские слоны имеют толстый слой жира на теле. Но это виды, которые живут в условиях низкой температуре и в холодной воде. Если они похудеют, они замерзнут. Так можно ли в этом случае назвать их вес избыточным?» — отмечает Бекман.

Животные набирают вес в условиях переизбытка пищи. Медведи, например, едят как сумасшедшие, поэтому летом и осенью они становятся довольно упитанными. Но потом наступают тяжелые времена. Зимой излишки жира сжигаются. По словам зоолога, медведь должен есть легкоусваемую пищу, как и люди. Поэтому за лето они действительно накапливают жировую прослойку.

«Мы, люди, на самом деле эволюционно адаптированы к окружающей среде с небольшим количеством еды. Мы запрограммированы набирать вес, чтобы легче переживать голод. Но большинство из нас сейчас не голодают», — говорит зоолог. Таким образом, люди остаются толстыми, со всеми проблемами со здоровьем, которые влечет за собой ожирение. Медведи, в отличие от нас, не страдают от сердечно-сосудистых заболеваний из-за лишнего веса.

Проблемы со здоровьем у людей также связаны с долголетием. Если бы мы жили в природе, как другие млекопитающие, мы бы доживали всего до 25 — 30 лет. «За эти два-три десятилетия у вас, скорее всего, не успеют развиться сердечно-сосудистые заболевания. Однако человеческая среда настолько изменилась, что функции хранения энергии в организме вызывают у нас проблемы. Но время будет вносить коррективы», —считает зоолог.

«Эволюция человека никогда не протекала так быстро, как сейчас. Те, кто имеет доступ к еде и остается здоровым, имеют большое потомство. Поэтому будущие поколения должны быть лучше приспособлены к этой ситуации. Мы уже можем наблюдать это явление у видов животных, которые включили в свой рацион продукты, добытые из мусорных контейнеров. Многие из них страдают нарушением обмена веществ. Но другие лучше справляются с новой диетой. Такие особи воспроизводят большое потомство. Так виды адаптируются к новым обстоятельствам. Вероятно, через 50 поколений ожирение будет редким и среди людей. Но это если наша нынешняя диета будет оставаться неизменной в течение 1250 лет. Это, пожалуй, не очень вероятно», — считает ученый.

Ошибка: группа не существует! (ID: 4)