Коровы-сектанты, суровые лемминги и маленький глупый пингвинчик — автор телеграм-канала KAK ONI RASTUT?? Коля Катунинкс специально для Barking News разобрался, насколько животные на самом деле склонны к совершению самоубийства.

Чтобы выживать в группе, наш мозг испокон веков оттачивал способность прогнозировать действия окружающих. Взглянув на другого человека, мы сразу выстраиваем модель его поведения: пытаемся понять, как он настроен по отношению к нам, чего хочет и что будет делать. Способность к моделированию психического состояния другой особи (англ. «Theory of Mind») оказалась прекрасной почвой для появления религии и различных суеверий, когда неживой объект наделяется качествами живого. Таким образом людям проще объяснять и прогнозировать, например, какие-то природные явления. Именно поэтому мы не можем жить без такой штуки, как персонификация. На ней вообще выстраивается весь фольклор и культура с характерными персонажами. И даже сейчас, когда в лентах соцсетей без конца приходится умиляться мемам со всратыми животными, находя в выразительных мордах всевозможные человеческие эмоции, – та же проекционная штука работает.


Рыбу-каплю многие находят удивительно похожей на «утро-понедельника». Сейчас она на грани исчезновения, но понурый вид — едва ли результат рыбьего понимания, что всё — тлен

В 1845 году в The Illustrated London News появилась заметка, описывающая нелепый случай, когда собака породы ньюфаундленд утопилась. Ирония в том, что ньюфаундлендов ещё называют собаками-водолазам: они очень хорошо плавают и часто спасают утопающих людей. По преданию, мохнатый черный пес из резвого вдруг превратился в пассивного и угрюмого, а через несколько дней на прогулке бросился в реку, не пытаясь плыть. Его вытащили, привязали. Однако, как только он был освобождён, немедленно побежал к воде, где его снова пришлось спасать. Так продолжалось несколько раз, и в последний, по словам очевидцев, оказавшись в реке, он опустил голову под воду и держал до тех пор, пока не захлебнулся.

Это происшествие вполне имело место, однако сегодня мы едва ли можем оценить его правдивость, зная, насколько красочно мозг случайных зевак обычно дорисовывает происходящее. Меж тем существует множество подобных, но детально расследованных историй. Что же происходит на самом деле, когда животные убивают сами себя? И какие они — животные самоубийцы?

Мост Овертаун был построен в Дамбартоне (Шотландия, окрестности села Милтон) в 1891 году, чтобы соединить часть церковной территории с поместьем Джона Уайта, разделенные глубоким оврагом. И вот, высотой более 15 метров, он незаметным готическим великаном простоял больше полувека, обветшал и затянулся плющом, а деревья из оврага за это время дотянулись до него, переросли, окружив с двух сторон кронами.

Необъяснимые события начали происходить в 1951-ом году, когда местный житель выгуливал собаку на мосту, а та внезапно перепрыгнула через гранитный парапет и разбилась. Затем похожая история повторилась с собакой другой жительницы, потом ещё и ещё, и вот через пять лет в местечке насчитывалось более 50-ти собачьих суицидов. О мосте заговорили. Рядом повесили табличку с предупреждением держать собак строго на поводке, однако самоубийства на этом не закончились и при любом удобном случае собаки продолжали спрыгивать. Более того, если собака выживала после падения, искалеченная, она все равно повторяла смертельный прыжок. Примечательно, что по словам очевидцев, собаки выбирали одно и то же место для своего прыжка: между двумя последними пролетами с правой стороны моста. Быстро распространились слухи о том, что мост проклят, а в месте злосчастных пролетов находится портал в потусторонний мир.

Пик оживления паники пришёлся на 1994 год, когда 32-летний мужчина с воплем «это дитя – Антихрист!» сбросил с моста своего новорожденного сына. Мужчину отправили на принудительное лечение с диагнозом шизофрения. Однако этот случай получил резонанс и сделал Овертаун с историей про собачьи суициды как никогда популярным. Многие газеты в течение следующих десяти лет мусолили эту тему, запугивая читателей всякими паранормальными историями, пока в 2005 году энтомолог Дэвид Сэнд из Шотландского общества по предотвращению жестокого обращения с животными, в рамках работы над документальным фильмом «Dog Suicide Bridge Scotland», не провёл собственное расследование. Он выяснил, что наиболее вероятная причина странного поведения собак на мосту — запах мочи самцов норки.

Норка — зверек, который особенно распространился в лесах Шотландии после 38-го года, когда в страну попал её американский вид, оказавшийся более приспособленным к местным условиям обитания, чем норка европейская, и поставивший под угрозу численность последней. Норка ведёт достаточной активную жизнь в овертонском овраге и окрестностях. Непонятно, что именно в запахе мочи оказывает такое воздействие на собак, но последние достаточно живо на неё реагируют, что доктор Сэнд продемонстрировал экспериментально. И поскольку собака, почуяв тревожащий её запах, не может знать, что за парапетом большая высота, просто инстинктивно прыгает через ограждение. Всё остальное — странные закономерности, сомнительные утверждения очевидцев по поводу двух последних проёмов справа, в том числе домыслы о том, что хозяева сбросившихся собак что-то тяжело переживали и это передалось животным —  можно считать предрассудками. «Мистические собачьи суициды» в Дамбартоне оказались ничем иным, как просто несчастными случаями.

Феномен с Овертонским мостом, когда внезапно спровоцированную дезориентацию со смертельным исходом ошибочно принимают за случаи животного суицида, — не единственный в своём роде. В 1957 году английский натуралист Эдвард Джи, который занимался производством чая, отправился в путешествие по Индии изучать изобилие местных сортов растений и всяких травяных сборов для приготовления чаеподобных напитков. Своё путешествие он описал в книге «Девственная природа Индии», где, среди прочего, рассказал странную историю о деревне Джатинга. По рассказу чаеведа, в августе жители этой деревни устраивали праздники: в безлунные туманные вечера разжигали костры, пели, танцевали, и в один момент, в период с 7 до 9 вечера, когда солнце вот-вот садилось, на деревню налетала стая ошалевших птиц. Каждый раз это могли быть совершенно разные перелётные птицы: выпи, зимородки, цапли, аисты. Птицы кружили по деревне и ударялись о стены и деревья, калечась, разбиваясь и падая замертво. Местные жители воспринимали такой «птицепад» как должное. Птиц собирали охапками и готовили, считая это легкодоступным мясом с неба, эдакой божественной милостью.

К странному рассказу Джи едва ли кто-то отнёсся всерьёз, однако он привлёк внимание индийского ученого-орнитолога Судхир Сенгупта, который стал искать разгадку происходящего. Было понятно, что феномен, который многие ошибочно назвали массовым самоубийством, имел свою закономерность и носил характер дезориентации. Исследования свелись к очевидному. Во время муссонов зимородки, выпи и цапли — основные птицы-«самоубийцы» в Джатинге – были вынуждены мигрировать на юг, поскольку места, где они обитают, оказывались затоплены. Джатинга располагается на пути перелёта, и если возникающий из-за муссонов туман слишком густой, это дезориентирует птиц. Они сбиваются с курса, устремляются к деревенским огням, на пути врезаясь во все препятствия. Эту теорию также подкрепляет то, что разбиваются птицы только на чётко очерченной северной полосе, протяжённостью 1,5 км в длину и 200 м в ширину. В 2003 году эта популярная аллюзия на птичьи самоубийства появилась как элемент сюжета в фильме «Земное ядро» (The Core), в эпик-сцене , где тысячи голубей внезапно начинают разбиваться о стены зданий в центре Лондона.

Ещё один вариант странного суицидально-подобного поведения встречается у пастбищных животных. Носит групповой характер, и выглядит жутковато. По словам очевидце, животные кажутся одержимыми, словно сектанты, под чьим-то наставлением совершающие совместный ритуал.

Склоны швейцарских Альп — живописные пастбища, с милыми домиками и будто плюшевыми коровами, лениво жующими траву в белых высокогорных лучах – всё как в рекламе. Здесь, на юге, в местечке Леврон в июне 2017 года 13 коров снесли ограждение загона и пастбища, а затем, тесно прижавшись друг к другу одна за одной, по-ритуальному слаженно спрыгнули с 50 метрового обрыва. 12 животных разбились насмерть, одна осталась жива (она была последней из спрыгнувших, и её падение смягчили тела других коров). Похожий случай в Альпах был зафиксирован и в 2009 году, когда с одного и того же обрыва в течении трёх дней по очереди спрыгнули 28 коров. В такие моменты животным практически невозможно как-то помешать. Так, в июле 2017 года в Турции на глазах у растерянного пастуха 80 овец одна за другой спрыгнули с обрыва. Сначала внезапно прыгнула одна овца, а затем её примеру последовало стадо. Пастух пытался отвлечь животных, остановить, кричать, но овцы не слушались и прыгали. Да и на много ли непослушных овец хватит одного пастуха? Мужчине удалось силой спасти только двоих животных.

Подобные случаи до сих пор остаются загадкой, но массовый характер едва ли говорит о ритуальности или сговоре, скорее о едином внешнем дезориентирующим факторе, до сих пор неразгаданном.

Если же говорить о неразгаданности, то, пожалуй, самый необъяснимый, и в то же время щемящий и трогательный случай дезориентации с неминуемо печальным концом – это про убегающего пингвинчика.

В документальном фильме Discovery «Встречи на краю света» есть такой эпизод. Стая пингвинов направляется к открытой воде в одну сторону, когда один из них внезапно отбивается, и в замешательстве бежит в другом направлении. Так он будет бежать до изнеможения, вглубь континента, в вечную мерзлоту. Пингвинов-одиночек встречают за сотни километров от места их обитания. Их нельзя трогать и пытаться остановить, потому что даже если дезориентированного пингвина вернуть на прежнее место — он всё равно повторит свой путь. Единственное, что можно сделать — позволить ему идти.

Homo sapiens занимает обособленное место в животном царстве. Мы обладаем мелкой моторикой, языковым сознанием, способны предвидеть результат своих действий, абстрактно мыслить и многое другое. В то же время интеллект и креативность создают тёмную сторону нашей природы: люди несравненный вид по убийству себе подобных, в человеческой популяции распространено сексуальное насилие, которое почти не встречается в животном мире, а ещё у нас есть идущее вразрез с инстинктом самосохранения понятие самоубийства.

В суицидологии самоубийство определяется как действия человека, имеющие целью ясно осознаваемое намерение уйти из жизни. Есть много примеров того, что можно было бы считать суицидальном поведением у животных, однако при детальном рассмотрении они едва подходят под определение суицида, который мы имеем в виду, говоря о человеке. Является ли естественное поведение самки осьминога, которая умирает от истощения, охраняя будущее потомство, примером суицида? Или заражённая токсоплазмой мышь, которая бесстрашно бросается на кошку? Или змея, которая ест себя с хвоста, потому что на нём остался запах пищи? Или сбой в геолокации у дельфинов, из-за которого они выбрасываются на берег? Очевидно, нет.

Вся абсурдность человеческого желания разглядеть что-то своё, тёмное, сложное, там где его вообще нет и никогда не было – наглядно проявляется в историях про фейковые самовыпилы бурундуков и леммингов. Пару лет назад «ВКонтакте» появилась новость о том, что якобы русское географическое общество ищет волонтёров для помощи бурундукам в Муромцевском районе (Омская область), которые из-за недостатка еды находят эдакие рогатины на деревьях и затем вешаются на них. Прийти на помощь к голодающим бурундукам-суицидникам записались десятки людей. Однако географическое общество быстро опровергло свою причастность к акции. Новость о бурундуках оказалась чьей-то первоапрельской шуткой.

А вот с леммингами история более известная и даже драматичная. В XIX учёные заметили внезапные сокращения в популяции леммингов, которым на тот момент не находили объяснения. Так появилась гипотеза, что когда плотность популяции зверьков достигает критического значения, они собираются толпой и спрыгивают с обрыва. В 1908 году английский писатель Артур Ми внёс это занимательное умозаключение в свою Детскую Энциклопедию (The Children’s Encyclopædia, 1908-1964), считая его вполне обоснованным. Миф особенно стал популярным после выхода документального фильма «Белая пустошь» кинокомпании «Дисней». В фильме, получившем премию «Оскар» в 1959 году, есть душещипательный эпизод, когда стайка леммингов бежит к обрыву и все они кувырком скатываются по склону в воду. Как выяснилось позже, легендарная сцена миграции и самоубийства леммингов была сфабрикована. Эпизод снимался в Альберте (Канада), где лемминги даже не живут, поэтому создателям пришлось купить несколько десятков зверей в другой канадской провинции. Ошарашенных, их привезли в мешках, после этого собрали группой (кстати сказать, лемминги вовсе не стайные животные), пригнали к обрыву и силком, мётлами, сталкивали с него в воду, добиваясь нужной трагичности.

Если вам понравился материал, вы можете поддержать нас переводом или покупкой футболки в нашем магазине Barking Store . Для наших читателей мы сделали промокод BRKNGNEWS, не забудьте его ввести (скидки 10%, суммируется с другими акциями)