Северный белый носорог: долгий и сложный план спасения

890
views

В мире осталось всего две особи северного белого носорога, и обе они — самки. Вид остановился в шаге от исчезновения, но у ученых есть дерзкий план спасения. Об этом рассказывает «BBC».

В 2008 году браконьеры убили последних северных белых носорогов в Конго, живших в дикой природе. Уничтожение вида происходило во время бушевавшей в регионе Второй Конголезской войны. Оставалось всего лишь несколько носорогов в неволе в США и Чехии.

В 2009 четырех животных привезли в заповедник Ol Pejeta в Кении, чтобы начать восстановление популяции. Ученые рассчитывали, что если носороги окажутся в привычных условиях обитания, то это подтолкнет их к размножению. Но это не сработало — они отказывались спариваться. К 2018 году из четырех особей осталось только двое — самки Наджин и Фату.

Тогда специалисты пошли другим путем. Пока самцы, приехавшие с Наджин и Фату в Кению, были живы, у них взяли сперму. Ученые попытались оплодотворить ей самок более распространенного южного белого носорога. Но и это не удалось.

Ученые решили оплодотворить яйцеклетку сперматозоидом в лаборатории. Это было не так просто: яичники носорогов расположены глубоко в теле самки, даже для специалиста-ветеринара достать яйцеклетку тот еще челендж.

В отличии от лошадей или людей, специальную трубку для сбора яйцеклетки ввести во влагалище носорога не получится. Нельзя и прорезать брюшную полость, как это делают у крупных кошачьих — толщина кожи носорога составляет 5 сантиметров, а если разрезать ее, она никогда не затянется и животные в итоге умрет.

В конце концов была придумана трубка, вставляющаяся в задний проход и имеющая тонкую иглу на конце, чтобы проколоть фолликул яичника, где хранится яйцеклетка, и соединенная с всасывающим устройством. Томас Хильдебрант из берлинского Института Лейбница, создавший устройство, оформил на него патент.

При всех этих трудностях, важно попасть именно в фолликул, а не в кровеносный сосуд диаметром в руку ребенка, который располагается как раз неподалеку. Поэтому во время операции использовался ультразвуковой сканер. Финальная трудность — процесс вытягивания яйцеклетки должен был занять не более двух часов, потому что более длительный наркоз мог навредить носорогу.

The rhino Najin and two guards behind her at Ol Pejeta Conservancy in central Kenya

В 2019 году Хильдебрандт извлек 19 яйцеклеток из Наджин и Фату. Затем клетки были доставлены из Кении в Италию к Чезаре Галли, специалисту по экстракорпоральному оплодотворению. Он, промучившись долгие годы с техникой отделения сперматозоидов от мочи, с которой смешивается сперма носорогов из-за особенностей строения тела, в итоге достиг успеха, создав два эмбриона.

К сожалению, оказалось, что ни Наджин, ни Фату не готовы к беременности. У Фату выявили патологию матки, а у Наджин — слабые задние ноги, из-за чего ученые не хотят рисковать ее жизнью.

Поэтому было решено подсаживать эмбрион самкам южного белого носорога. Еще одна проблема заключалась в том, что у носорогов не бывает месячных, они используют секс как индикатор для организма. Следовательно, операцию по оплодотворению следует проводить сразу после соития.

Ученые заселили на ограниченный участок земли четырех самок южных белых носорогов, а также одного стерилизованного самца.

Теперь им остается ждать. Летом 2019 года у одной из самок после искусственного оплодотворения родился детеныш. Правда, пока еще это детеныш южного белого носорога. По оценкам специалистов, первый представитель северного белого носорога, выведенный таким способом, должен появиться через десять лет.

Ошибка: группа не существует! (ID: 4)