Вторая Мировая война стала величайшей катастрофой за всю историю человечества, переломав и изменив сотни миллионов жизней по всему миру. Катаклизм влиял не только на политику, экономику и существование людей, но и на судьбы животных. Сегодня мы рассказываем о жизни медведя, воевавшего вместе с поляками и британцами против фашистов, любившего пиво, папиросы и дружескую борьбу.
В феврале 1944 года в Неаполь из Египта прибыл отряд польских солдат. Это были солдаты армии Андерса — военного формирования, созданного на территории СССР из польских военнопленных и политзаключенных, захваченных после оккупации Польши. В 1942-м армия Андерса перешла из СССР в Иран, где позднее была преобразована во 2-й польский корпус в составе армии Великобритании. В сентябре 1943 началась операция десанта сил антигитлеровской коалиции в Италии и англо-американским войскам требовалась поддержка на Апеннинском полуострове.
Встречая судно с поляками, британский чиновник Арчибальд Браун сверился со списком и назвал имя: «капрал Войтек». Никто не вышел из строя и никак не отреагировал на это. Браун вгляделся в документы и проверил себя: нет, он не ошибся, в списке действительно числился капрал Войтек, был указан личный номер военнослужащего и платежная книжка.
Тут к Брауну подошел польский полковник, командовавший отрядом, выкатив клетку с медведем внутри. Полковник указал на животное и сказал: «Вот он — капрал Войтек».
Служба Войтека в польско-британской армии началась весной 1942 года в Иране, когда группа солдат наткнулась на местного мальчика-пастуха с медвежонком в сумке. Солдаты решили забрать медведя себе и обменяли его на шоколад, швейцарский нож и еще пару мелочей.
Войтеком медвежонка назвали, видимо, просто потому что это одно из самых распространенных польских имен, но получилось со смыслом: имя состоит из слов «война» и «удовольствие, радость». Получилось: «улыбающийся воин» или «тот, кто получает удовольствие от войны».
Солдаты стали откармливать Войтека сгущенным молоком, фруктами, мармеладом и медом. Медведь быстро рос и вскоре стал подражать окружавшим его мужчинам, потребляя пиво из бутылки и пытаясь курить сигареты. Хотя сигареты у Войтека получалось скорее есть, чем курить. Поляки, потерявшие дом, попавшие сначала в ГУЛАГ, а потом за сотни километров от оккупированной родины, находили в общении с медведем отдушину. Они боролись с ним в шутку, устраивали боксерские поединки, из которых Войтек всегда выходил победителем, не пуская в ход смертельно опасные клыки и когти.
Со временем медведь достиг двухметрового роста и веса в 220 килограмм, так что теперь он уже не мог сойти за щенка. Солдатам стало трудно доказывать чиновникам в портах и на пересылках, что Войтек — просто домашний питомец. К этому моменту люди сильно привязалась к животному и решили, наконец, принять его на службу. Так медведь Войтек и стал капралом Войтеком с личным номером, платежными документами и официальным довольствием.
Поляки обучили медведя носить ящики с тяжелыми минометными снарядами. Во время битвы за Монте-Кассино, как рассказывают очевидцы, Войтек под непрекращающимся артиллерийским обстрелом доставлял к передовой заряды для миномета. По легенде он сам вызвался добровольцем, подойдя к грузовику с боеприпасами и вытянув лапы, чтобы принять один из ящиков.
Стоит отметить, что в менее героические моменты Войтек старался отлынивать от работы и чаще выбирал для переноски пустые коробки от снарядов.
После сражения при Монте-Кассино 22-я рота снабжения артиллерии, в которой служил Войтек, взяла себе новый герб: силуэт медведя, несущего снаряд в лапах.
После окончания войны часть польских солдат решила вернуться в Польшу, где установился лояльный СССР режим, а часть отправилась в Великобританию, опасаясь вернуться в ГУЛАГ. Войтек тоже стал беженцем и какое-то время жил в лагере в Шотландии. Там он стал звездой, посещая деревенские танцы, праздники, вечеринки и концерты.
В конце концов медведя демобилизовали и отправили в зоопарк Эдинбурга. Время от времени его навещали сослуживцы, которые без страха перелазили через ограждения вольера и угощали его пивом и папиросами. Заслышав польскую речь, Войтек садился на землю и поднимал лапу словно в воинском приветствии.
В 1958 году в социалистической Польше развернулась кампания за «возвращение» Войтека, хотя он ни разу не был в Польше. Солдаты армии Андерса, когда-то бывшие опекунами медведя, ответили категорическим отказом.
Под конец жизни капрал Войтек уже не отличался таким дружелюбием, как в молодости. Сказывалась и одинокая жизнь в неволе, и заболевание костей, от которого он сильно страдал. Умер он 2 декабря 1963 года. В Эдинбурге есть мемориал в память об этом удивительном медведе.
Плохие новости. Толстые тигры из китайского парка, скорее всего, выращены на...