Кто из животных узнает себя в зеркале и что это говорит об их интеллекте?

33710
views

В конце января редактор The Guardian разместил в твиттере изображение белоголового орлана (символ США — BN), уставившегося на собственное отражение в воде, со следующим комментарием: «Это фото орлана, пристально смотрящего на себя, не является намеком ни на одну новость, которую мы слышали в последнее время», — написал он. Картинку ретвитнули более 63 тысяч пользователей.

Эта шутка с политическим подтекстом побудила одного из журналистов Atlantic поинтересоваться, действительно ли орлы достаточно умны, чтобы узнавать собственное отражение. Научный обозреватель издания Эд Ен (Ed Young) попытался ответить на вопрос: «Кто из животных узнает себя в зеркальном отражении и о чем свидетельствует такой навык?».

В марте 1838 года молодой и малоизвестный биолог Чарльз Дарвин задался тем же самым вопросом. Во время посещения лондонского зоопарка он заглянул в клетку с орангутаном по кличке Дженни и заметил, что животное с удовольствием рассматривает стеклянный стакан, целует свое отражение в нем, и наблюдает, как искажается ее тело, когда она к нему приближается. Что она видела в зеркале? Узнавала ли она себя?

Спустя более чем 100 лет психолог Гордон Гэллап придумал, как это проверить. В 1970 году он ввел наркоз четырем шимпанзе, выросшим в неволе. Пока они спали, ученый выкрасил их брови красной краской. Когда они очнулись и увидели свое отражение, они сделали точно так же, как сделали бы люди — уставились на свое лицо в зеркале и коснулись своих бровей. В отличие от шимпанзе, обезьяны, не относящиеся к человекообразным, не предприняли никаких действий. Они не смогли узнать себя в зеркале, заключил Гэллап, а шимпанзе смогли. По мнению психолога, узнавать себя в отражении могут лишь животные с развитым интеллектом.

Зеркальный тест Гэллапа — один из самых известных и одновременно спорных методов в исследовании интеллекта животных. На основе собственных экспериментов, ученый сделал вывод, что если животное осматривает отметку на теле, притрагивается к ней или пытается ее стереть, то оно прошло тест. По крайней мере, такое поведение — признак самопризнания, говорил Гэллап. Животное, прошедшее тест, имеет умственное представление о собственном теле. Возможно, говорил психолог, это указывает на наличие самосознания.

Спорным метод Гэллапа делает то, что представители одного и того же вида нередко проходят тест по-разному. Шимпанзе и орангутаны часто проходят зеркальный тест, но делают это не всегда. Индийский слон по кличке Счастливый прошел тест в 2006 году, но двое других слонов отреагировали на свое отражение иначе и не притронулись к нанесенным им отметкам.

Косатки и афалины, предположительно, прошли тест; они, очевидно, менее ловкие, чем обезьяны или слоны, но и они крутились перед зеркалом, чтобы осмотреть отметки на теле. Скаты, по словам ученых, тоже делали что-то подобное, но из-за особенностей строения, их поведение сложнее интерпретировать.

Многие разновидности животных, а точнее — большинство из них, зеркальный тест не прошли. Панды потерпели неудачу. Собаки потерпели неудачу. Морские львы потерпели неудачу. Они игнорировали, боролись и играли со своим отражением, но не вели себя так, как будто узнавали себя в зеркале. Гориллы были непоследовательны. В течение нескольких десятилетий считалось, что они единственные человекообразные обезьяны, которые не прошли зеркальный тест; со временем некоторые особи прошли его, но все они жили в тесном контакте с людьми.

Обезьяны также не могли пройти тест Гэллапа. Однако в 2010 году исследователь Абигейл Рэджэла из Висконсинского университета заметила, что некоторые ее лабораторные обезьяны рассматривают себя в зеркале. Те же самые обезьяны ранее не прошли зеркальный тест, но спустя некоторое время вдруг начали обращать внимание на собственное отражение. Позже они даже начали исследовать в отражении собственные гениталии. «Мы не можем объективно утверждать, что эти животные обладают самосознанием, но вот повод предположить, что в некоторой форме оно у них есть», — отметила ученая и ее коллеги.

При прохождении зеркального теста подавляющее большинство птиц потерпели неудачу.  Увидеть свое отражение так, как хотел бы Гэллап, не сумели ни голуби, ни говорящие попугаи жако. Однако в 2008 году Гельмут Прайор из Университета Гете сообщил, что две европейских сороки по имени Голди и Джерти глядя в зеркало попытались вытереть желтые отметки на своих шеях. Они стали первыми немлекопитающими, прошедшими зеркальный тест. Ученые отметили, что именно сороки входят в семейство врановых, включающее помимо них воронов, ворон и соек, то есть птиц, известных своим интеллектом. Хотя, конечно, это не помешало галкам и большеклювым воронам, входящим в то же семейство, провалить тест. Даже новокаледонские вороны, использующие подручные инструменты для добычи пищи в условиях дикой природы, провалили тест Гэллопа: они думали, что их отражение хочет на них напасть и заглядывали за зеркало, чтобы найти там другую птицу.

Впрочем, ни одно из испытуемых животных, не удивило ученых так, как удивил человек. Многие психологи утверждали, что подавляющее большинство детей начинает справляться с зеркальным тестом в возрасте от 18 до 24 месяцев. Но, как происходит с большинством таких исследований, ученые работали только в западных странах. Когда Таня Броеш из Университета Саймона Фрейзера изучала кенийских детей, она обнаружила, что только двое из 82 испытуемых детей прошли зеркальный тест. Зеркала не столь вездесущая вещь в кенийских домах, как не Западе, но они все же существуют и регулярно используются в быту. И все же большинство детей — возраст некоторых из них достигал шести лет — просто смотрели на отражение в зеркале, не пытаясь коснуться или оттереть след краски со лба.

Тест Гэллапа провалили дети на Фиджи, в Перу и Замбии. Если эти люди, которые явно обладают самосознанием, не проходят зеркальный тест, то что он на самом деле проверяет? Броеш предположила, что кенийские дети поняли, что именно они отражаются в зеркале, но не знали, что делать с этим знанием. В отличие от западных детей, которых родители поощряют к учебе, дети в малочисленных, сельских общинах склонны учиться, главным образом, наблюдая за взрослыми и подражая им. Возможно, наблюдая за своим отражением в зеркале, они могли не захотеть стереть отметку, предположив, что взрослые испачкали их краской ради какой-то «цели».

По просьбе редакции Barking News 14-месячный Андрей Смирнов попытался пройти зеркальный тест Гэллапа (красную краску найти не удалось, поэтому пришлось воспользоваться подручными материалами). Испытуемый с интересом рассматривал отметки на лице, однако не предпринял попыток стереть их

Исходя из этого, можно предположить, что у животных, проваливших зеркальные тест, тоже были свои объяснения: некоторые гориллы потерпели неудачу, но в их обществе прямой зрительный контакт является актом агрессии; собаки потерпели неудачу, но среди этих животных запах более важен, чем зрение. Двое из трех индийских слонов потерпели неудачу, но слоны — большие животные, которые приспособились не обращать внимания на грязь, которой зачастую покрыто их тело. Животные могли не знать об отметке, сделанной учеными на их теле, или же она абсолютно их не волновала.

На основе зеркального теста можно сделать вывод, что шимпанзе и орангутаны — ловкие, любопытные, визуально ориентированные и одержимые уходом за собой животные — реагируют на отметки таким образом, что западные ученые могут легко интерпретировать их действия. Возможно, это говорит больше о людях, проводящих тест, чем об испытуемых, пишет Ен.

Зеркальный тест выносит весьма категоричное суждение об испытуемом: животное либо прошло, либо не прошло тест, говорит ученая Дебби Келли. Но не все так просто. Ученая приводит в пример североамериканскую ореховку — маленькую черно-белую птицу, которую она тестировала. В дикой природе эти птицы прячут в землю орехи, правда, только если рядом нет их сородичей. Стоя перед зеркалом, они воздерживались от закапывания орехов, думая, что на них из зеркала смотрит потенциальный вор. Но когда Келли дала им матовое зеркало, они спокойно припрятали орехи, не опасаясь, что другие птицы их украдут. Глядя в матовое зеркало, североамериканская ореховка прошла и тест Гэллапа.

Ученая утверждает, что, глядя в матовое зеркало, птицы соотносят движение и тени и признают себя в отражении. Но обычное зеркало обеспечивает им своего рода сенсорную перегрузку, бомбардируя птиц незнакомыми характеристиками об их собственных телах. В конце концов, гладкие зеркальные поверхности редки по своей природе. Виды отражающих поверхностей, с которыми сталкивается североамериканская ореховка, больше похоже на матовое зеркало: поверхности озер, рек или луж.

Теперь самое время вернуться к орлу, с которого все началось.

Действительно ли орлы достаточно умны, чтобы узнавать собственное отражение? Эд Ен признается, что у него нет точного ответа. Журналист напомнил книгу Франса де Вааля «Достаточно ли мы умны, чтобы судить об уме животных?». Орел мог пристально смотреть на свое отражение, или на того, кого он воспринял как конкурента.

«Когда мой коллега спросил, достаточно ли умен орел, чтобы узнавать свое отражение, я сказал, что он, скорее всего, ищет на кого бы поохотиться и чего бы пожрать — и этот ответ не является намеком ни на одну новость, которую мы слышали в последнее время. Это шутка, но даже она является показательной в дебатах об эффективности зеркального теста. Она немного о том, что животные видят в отражении зеркала. Но и о том, что видим мы, размышляя о животных», — пишет обозреватель Atlantic.

Перевод: Barking News

Читайте также:

 

Ошибка: группа не существует! (ID: 4)